27 января 2013 г.

Налоговая нагрузка на розничный магазин у индивидуального предпринимателя. Часть 1

выбор спецрежима для ИП розничная торговля
Вас приветствует Елена Кружилина, налоговый консультант. В связи с тем, что с 2013 года предпринимателям дается некоторая свобода выбора в отношении налогов, мне стало интересно прикинуть, какие налоги будут выгоднее платить индивидуальному предпринимателю, у которого есть небольшой магазинчик. Или может быть ему выгоднее будет открыть ООО?

Попытаюсь на выдуманном, но приближенном к реальности примере просчитать размер налогов при различных системах налогообложения.

Описание бизнеса «розничная торговля»


Итак, некто Пупкин Вассисуалий Васильевич совместно с супругой и тестем решил открыть продуктовый магазин шаговой доступности в небольшом арендованном помещении, находящемся в том же жилом доме, где проживает это семейство. Они купили новую квартиру в свежевыстроенном районе, поэтому народ еще не успел налепить магазинчиков в каждом доме. Нужно успеть первыми!


Пупкин с помощью знакомого юриста зарегистрировал ИП Пупкин В. В., сделал печать и открыл расчетный счет. Знакомый юрист посоветовал сразу же подать в налоговые органы заявление на применение упрощенной системы налогообложения по ставке 15% от разницы между доходами и расходами. ИП Пупкин был готов героически вести учет всех расходов путем сбора и хранения всех документов. К тому же его супруга работает бухгалтером и будет помогать вести учет у мужа. ИП Пупкина даже не испугали страшилки знакомых торговцев, что налоговиков хлебом не корми, но дай проверить ИП на УСН 15%, якобы с расходами вечно у них непорядок.  Но Пупкин где-то слышал, что заявление на УСН пишется так, на всякий случай, ведь главный режим налогообложения при розничной торговле – это ЕНВД. Его все магазины применяют. И еще в новостях слышал, что в налогообложении ИП с 2013 года много чего поменялось. Только он не понял что. Что-то там про патенты, что-то про 35000 в год.

Я живу в том же доме и хочу, чтобы наш продуктовый магазин процветал: продавал только свежие продукты, расширял ассортимент и не слишком задирал цены. Поэтому я хочу помочь ему, чем могу, чем умею. Попробую просчитать налоги магазина и выбрать приемлемую систему налогообложения.

Страховые взносы во внебюджетные фонды «за себя»


Индивидуальный предприниматель, независимо от того, ведет он деятельность или не ведет, обязан оплачивать страховые взносы «за себя», которые в 2013 году составляют 35664,66 в год или 2972,06 рублей в месяц. Эту сумму нужно оплатить в срок до 31 декабря 2013 года. Платить можно частями или сразу полной суммой.

Годовая сумма страховых взносов ИП «за себя» рассчитывается следующим образом.
  1. Страховые взносы в Пенсионный фонд = (федеральный МРОТ х 2 х ставка взносов х 12 месяцев) = (5205 руб. х 2 х 26% х 12) = 32479,20 рублей.
  2. Страховые взносы в ФФОМС = (федеральный МРОТ х ставка взносов х 12 месяцев) = 5205 руб. х 5,1% х 12) = 3185,46 рублей.
Всего (32479,20 + 3185,46) = 35664,66 рублей.

ИП Пупкин был зарегистрирован в качестве ИП с 21 января 2013 года, поэтому он должен уплатить страховые взносы за январь 2013 года за 11 дней января, когда он уже был ИП.

Для этого посчитаем сумму страховых взносов пропорционально дням:
  • в ПФ = (5205 х 2 х 26%) / 31 дн. х 11 дн. = 960,41 руб.; 
  • в ФФОМС = (5205 х 5,1%) / 31 дн. х 11 дн. = 94,19 руб. 
Всего за январь 2013 = (960,41 + 94,19) = 1054,60 руб.

Периоды, за которые ИП вправе не оплачивать страховые взносы в фиксированном размере «за себя»


С 1 января 2013 года предприниматели могут не платить страховые взносы «за себя» в некоторых случаях, которые должны быть подтверждены документально:
  • период прохождения военной службы по призыву;
  • период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет подряд;
  • период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Сколько работников нужно розничному магазину


Допустим, что магазин работает с 8 до 22 часов без выходных, 14 часов в сутки, то есть 5110 часов за 2013 год. Один продавец не в состоянии столько проработать, да и это противоречит Трудовому кодексу. Поэтому просчитаем, сколько продавцов нужно магазину.

Согласно производственному календарю на 2013 год нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составляет 1970 часов в год. Делим 5110 часов на 1970, получаем 2,59 продавца. С учетом того, что продавцам необходимо ежегодно уходить в 28-дневный отпуск и, возможно, на больничные, то магазину нужно минимум три продавца. Если трех хватать не будет – Пупкин сам их заменит или тестя попросит в магазине поработать. Сам ИП Пупкин будет заниматься закупками товара.

Расходы на оплату труда работников и НДФЛ


Продавцам нужно платить зарплату. Как известно, с зарплаты удерживается НДФЛ по ставке 13% и начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Все это очень накладно для предпринимателя, но зарплату начислять надо.

Пупкин решил официально начислять минималку (МРОТ). С 1 января 2013 года федеральный МРОТ составляет 5205 рублей. Существует еще так называемый региональный МРОТ, его то и нужно применять. В том регионе, где живет Пупкин, региональный МРОТ составляет 7000 рублей. Таким образом, зарплата трех продавцов составит (7000 х 3) = 21000 руб. в месяц.

Из этой суммы удержится НДФЛ по ставке 13%, но у одного продавца есть трое несовершеннолетних детей, поэтому предприниматель по заявлению работника обязан предоставить стандартные налоговые вычеты по НДФЛ этому продавцу. Стандартный вычет составляет по 1400 рублей на первых двух детей и 3000 рублей на третьего ребенка, всего (1400 + 14000 + 3000) = 5800 рублей. Таким образом, НДФЛ составит (21000 – 5800) х 13% = 1976 рублей в месяц. Зарплата к выплате продавцам (21000 – 1976) = 19024 рубля.

Страховые взносы во внебюджетные фонды «за работников»


К сожалению, розничная торговля (на любой системе налогообложения) не имеет льготных тарифных ставок страховых взносов, поэтому платит взносы по полной программе. Хотя тарифные ставки страховых взносов «за работников» поменьше, чем ставки страховых взносов «за себя» за счет уменьшения ставки в пенсионный фонд с 26 до 22%.


База для начисления страховых взносов (сумма начисленной – «грязной» – зарплаты)
Тариф страховых взносов, уплачиваемых в
Пенсионный фонд РФ (ПФ)
Фонд социального страхования РФ (ФСС)
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС)
Всего
Для индивидуальных предпринимателей и организаций, производящих выплаты физическим лицам
Для 2013 года - в пределах 568000 руб. нарастающим итогом с начала года
22%
2,9%
5,1%
30%
Для 2013 года - свыше 568000 руб. нарастающим итогом с начала года
10%
-
-
10%
Фиксированные страховые взносы индивидуального предпринимателя «за себя»
Двойной федеральный МРОТ для ПФ РФ (5205 х 2 = 10410);

Одинарный МРОТ для ФФОМС (5205)
26%
-
5,1%
Х

Рассчитаем сумму страховых взносов «за работников» в месяц:
  • В Пенсионный фонд = (21000 х 22%) = 4620 руб.
  • В Фонд социального страхования = (21000 х 2,9%) = 609 руб.
  • В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования = (21000 х 5,1%) = 1071 руб.
Итого: 6300 руб. в месяц

Постоянные затраты розничного магазина в месяц



Постоянные затраты ИП в месяц
Сумма
Примечание
Фиксированный страховые взносы «за себя»
2 972
Срок оплаты - до 31.12.2013
Страховые взносы «за работников»
6 300
Срок оплаты - до 15.02.2013 за январь и т.д.
НДФЛ
1 976
Срок оплаты - в день выплаты второй части зарплаты
Зарплата продавцов к выплате (официальная чистая)
19 024
Сроки выплаты - два раза в месяц равными частями, например:
9512 руб. – 31.01.2013,
9512 руб. – 15.02.2013
Зарплата продавцов к выплате (неофициальная часть)
25 976
Чистая зарплата продавцов 15000 руб. х 3 чел. = 45000 руб.
Аренда помещения под магазин
13 500
45 кв. м х 300 руб.
Коммунальные услуги
4 000

Бухгалтерские услуги
2 000

Прочие расходы (уборка помещения, канцтовары, моющие средства, спецодежда и др.)
20 000

Итого постоянные затраты ИП
95 748


В следующей статье я продолжу анализ налоговой нагрузки на индивидуального предпринимателя, имеющего продуктовый розничный магазин шаговой доступности. Для анализа я рассмотрю влияние выбранной системы налогообложения на затраты и прибыль магазина.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

хорошо помогла таблица! спасибо

Отправить комментарий